Айги - 85: Поклон - пению

Айги - 85: Поклон - пению

Выставка живописи из собрания Чувашского государственного художественного музея, посвященная 85-летию со дня рождения народного поэта Чувашской Республики Геннадия Айги

Это первый этап музейного проекта, кульминацией которого, 29 ноября 2019 года, станет выставка «Границы образа: поэты и художники круга Айги», который реализуется в ЧГХМ в рамках Грантового конкурса музейных проектов Российского фонда культуры «Гений места. Новое краеведение».

Геннадий Николаевич Айги (1934–2006) – народный поэт Чувашской Республики, лауреат престижных поэтических премий: Премии Андрея Белого (1987), Премии Петрарки (1993), Премии имени Б.Л. Пастернака (2000, первый лауреат) и др., Командор Ордена Искусств и Литературы (Франция, 1998). Выдвигался на соискание Нобелевской премии по литературе. Автор поэтических книг: «Отмеченная зима» (Париж, 1982), «Здесь» (М., 1991), «Теперь всегда снега» (М., 1992), «Тетрадь Вероники» (М., 1997), «Поклон – Пению» (М., 2001) и др. Стихи переведены на 54 языка народов мира. Составитель антологий европейской поэзии («Франци поэчĕсем», «Венгри поэчĕсем», «Польша поэчĕсем»), а также «Антологии чувашской поэзии», переведенной на несколько европейских языков. 
Творчество Геннадия Айги испытало влияние не только со стороны поэтического авангарда (прежде всего русского, французского и немецкого), но также и со стороны фольклорных традиций народов Поволжья. Одним из ярчайших примеров обращения поэта к образам народной культуры является книга «Поклон – Пению. Сто вариаций на темы народных песен Поволжья», в которую включены чувашские, татарские, марийские и удмуртские вариации. Геннадий Айги возвращает поэзии ее истинную событийность в слове как «созидании» – одновременно это и возможность прикосновения к Абсолюту, и процесс собирания коллективной памяти о самых значимых моментах народной жизни. Неслучайно известный французский философ Ален Бадью включил Айги в список важнейших поэтов, творчество которых более всего повлияло на развитие мировой поэзии и философии в XX веке. 
На выставке представлено более 20 живописных работ Николая Дронникова (род. 1930), выполненных по мотивам книги «Поклон – Пению». «Экстраординарный» выход текста за границы книжной страницы и превращение его в графический образ сочетается здесь с сопротивлением окончательной визуализации. Тексты Айги приобретают качество «мерцания» – они только балансируют на границе визуального и словесного, не превращаясь ни в то, ни в другое. Это дает возможность по-новому взглянуть на творчество Айги, дополняя интерпретацию его текстов динамикой живописного пространства.

  • 0

Популярное