Готическое искусство

Готическое искусство

Если представить себе эпоху из прошлого, в которой хотелось бы побывать, наверное, многие выбрали бы Средневековье - время благородных рыцарей и прекрасных дам, время крестовых походов, время, когда волшебные легенды были явью. Придя в культурно-выставочный центр «Радуга», можно совершить увлекательное «путешествие вглубь веков» и почувствовать себя в средневековом храме или замке: весь лестничный пролет музея оформлен в готическом стиле.

Средние века принято делить на два этапа: романский и готический. В период Поздней или Пламенеющей готики культура средневековья достигла своего высшего расцвета.

Термин «готика» (от итальянского gotiko, буквально – «готский», по названию германского племени готов) возник в эпоху Возрождения как пренебрежительное название для предшествующего «варварского» искусства, не соответствовавшего классическим античным формам, а значит, не представлявшего интереса для современников. Лишь в XIX веке получила признание ценность культурного наследия средних веков.

Главным выражением эстетического и духовного идеала готического периода стали гиганты соборы. Новые приемы стрельчатой архитектуры, сделавшей стены почти бесплотными, впервые были применены в церкви Сен-Дени во Франции. На фасаде церкви выбиты слова настоятеля аббата Сугерия: «Чувственною красотою душа возвышается к истинной красоте и от земли возносится к небесам».

Эта возвышающая красота выражена не только в собственно архитектурных формах, но и в удивительной «живописи на стеклах» - витражах, ставших главным украшением соборов. Назначение средневекового витража - не просто декорировать окно, но преобразовать Божественный Свет, ярчайшим природным воплощением которого является Солнце, в доступные нашему зрению и радующие душу цвета радуги и их оттенки.

В музее представлено истинное сокровище средневекового витражного искусства – «Богоматерь Прекрасного окна» из Шартрского собора во Франции.

Шартрский собор  - чудо готической архитектуры, возведенное всего за 31 год на пожертвования жителей г. Шартр, находящегося в 90 км от Парижа. Изумительный по красоте собор посвящен Деве Марии. В нем хранится драгоценная реликвия христианства – священная плащаница, Покров Богоматери, который, согласно преданию, был на ней в момент рождения Иисуса Христа.

Собор в Шартре обладает самым большим количеством витражей: их всего 176, общей площадью около 2000 кв.м. В Новое время, когда подвергались разрушению многие средневековые постройки, а витражи демонтировались, собор счастливо сохранился практически нетронутым. Теперь об этом «Акрополе Франции» говорят только в превосходной степени, а наибольшее восхищение вызывает «Богоматерь Прекрасного окна» - изображение Девы Марии с Младенцем Христом, выполненное в XII в.

Удлиненные пропорции, строгая симметричность, боковые клеймы с фигурами ангелов, славящих Матерь Божью, - все выражает неземное величие Царицы Небесной. Лишь одна деталь нарушает иератичность образа: лик Девы Марии смещен от вертикальной оси. Она наклонила голову и с величайшим милосердием обращается к человеку.

Благодаря мастерству средневековых витражистов звучность цвета стекла могла сохраняться под открытым небом веками. Бытовало поверие, что посетитель храма, стоящий в радужном свете, исходящем от витражей, исцелится от физических и душевных недугов.

Для многих романтиков XIX в. средевнековые темы стали ведущими в творчестве. В живописи главными «медиивелистами» стали английские художники – прерафаэлиты, считавшие своим идеалом эпоху до Рафаэля Санти. В «Радуге» представлены 2 характерные работы художников этого круга. «Акколада (обряд посвящения в рыцари)» Эдуарда Лейтона – воплощение культа Прекрасной Дамы и рыцарского служения ей. Картина Эдварда Берн-Джонса «Обретение чаши Грааля» посвящена одному из центральных символов средневековья, фигурирующему в знаменитом цикле легенд о Короле Артуре.

  • 0

Популярное