Часы с кукушкой / Куккуклă сехет

Часы с кукушкой / Куккуклă сехет

Драма по пьесе М. Карягиной

Режиссер-постановщик и художник спектакля – Валерий Яковлев

В драме «Куккуклă сехет» (Часы с кукушкой) показана встреча-столкновение сразу нескольких миров: прошлого и настоящего, отцов и детей, реальности и мистического мира давно ушедших… Место действий в пьесе – старый дом в умирающей деревне. Имя единственного жителя почти «царя» и почти «гения» - Кени Первый (Кени – чувашский вариант имени Гена). Он пытается обуздать и «починить» время, свернувшее со своего привычного традиционного пути и помчавшее то ли в «светлое будущее», то ли в «конец света». Делает он это основательно и по-крестьянски, собрав настенные часы из брошенных домов по всей деревенской округе, и в течение пьесы все чинит и чинит их.

Появление Кени Второго в пьесе – это возвращение блудного сына, заблудшего и не нашедшего себя в другой стране. Его сын – Кени Младший, брошенный им еще в утробе матери, но воспитанный Кени Первым, пытается уйти от погони и спастись в родном гнезде своих предков…

Так и сошлись в одной точке социального невозврата «братья» по крови и несчастью. Как же им жить дальше? Но от прошлого просто так не уйдешь. Безотцовщина порождает безотцовщину. Смоется ли отцовский грех сыновьей кровью? Градус напряженной интриги в пьесе повышается по мере развития событий. И на последний внутренний вопрос зрителя в конце спектакля: «Жив или убит герой», - отвечает «ожившая» кукушка в часах кукованием и раскатистые звуки грома в небесах… (Гром – верховное божество, дождь – его благословение. Кук (кăк) с чувашского - «корень, основание, род»). Без корней, без прошлого, без истории нет будущего ни у маленькой деревни, ни у целого народа…

В пьесе «Часы с кукушкой» автор Марина Карягина в художественной форме поднимает проблемы вымирающих деревень, которые стали жертвой последствий целого клубка взаимосвязанных явлений современного общества, в первую очередь глобализации, маргинализации общества, причины сложившейся ситуации. Рубить ли этот клубок или упорно распутывать стоящие на пути препятствия? Пьеса предлагает свой вариант - «смотрящий (пьесу) да узрит, ищущий да обрящет»…

Справочно:

Марина Фёдоровна Карягина (Степанова) родилась 16 октября 1969 года в деревне Старое Ахпердино Батыревского района Чувашской Республики. В 1992 году окончила факультет чувашской филологии и культуры Чувашского государственного университета имени И. Н. Ульянова. Работает в качестве корреспондента, редактора, ведущего телевидения в Государственной телерадиокомпании «Чувашия».

Пишет Марина Карягина для детей и взрослых, на чувашском и русском языках. Она автор шестнадцати книг. Является членом Союза писателей России (1996 г.).

Марина Карягина - лауреат литературной премии и медали Васьлея Митты, лауреат премии журналистов Семёна Эльгера, лауреат Премии академика Василия Николаева.

В 2012 г. Марина Карягина удостоена почетного звания «Заслуженный деятель искусств Чувашской Республики». В 2013 г. ей присуждена Государственная премия Чувашской Республики в области литературы и искусства.

Она известна, как автор трагедии «Кĕмĕл тумлӑ ҫар» (Серебряное войско), которая идет на сцене ТЮЗа имени М. Сеспеля, а также по еженедельным передачам «Шевле» («Солнечный зайчик»), «Звездочка», «Ирхи тěпел» («Утренняя гостиная»).

  • 0

Популярное