Жизнь отдана на защиту законности и справедливости

Жизнь отдана на защиту законности и справедливостиВладимир Иванович Усанов: «Каждое дело довожу до справедливости»

Адвокат Владимир Иванович Усанов рассказал о своем опыте

В преддверии Дня российской адвокатуры – он будет отмечаться 31 мая (в этот день в 2002 году приняли новый закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации») – нам удалось встретиться с одним из ведущих и уважаемых адвокатов города, заведующим филиала «Покров» Владимиром Усановым, который, выйдя на пенсию по выслуге лет, решил заняться адвокатской деятельностью.

К моменту выхода на пенсию вам не было и сорока пяти, а за плечами двадцать шесть лет работы в органах внутренних дел. Вы сразу думали заняться адвокатской деятельностью?

– Нет. Сначала планировал организовать юридическую фирму по проведению судебно-автотехнических экспертиз. Работа знакомая, к тому же имел достаточный опыт. Но тут поступило предложение от адвокатской конторы. Немного подумав, принял его. С тех пор я адвокат.

Сегодня очень много адвокатских контор, коллегий, бюро. Не смутило, что слишком большая конкуренция?

– В Америке на двести человек один адвокат, в России – на пять-шесть тысяч. Иметь «своего» адвоката сейчас, конечно, роскошь, но, думаю, со временем мы к этому придем. Так как строим правовое государство. Почему много адвокатских контор? Теперь на основании Закона «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в РФ», который вступил в силу в июле 2002 года, защитникам предоставлена свобода выбора. Многие не упустили возможность ею воспользоваться: кто-то открыл контору, кто-то бюро, а кто-то адвокатский кабинет.  

С какими нарушениями прав чаще всего сталкиваетесь в адвокатской деятельности?

–  Вот, например, во время дорожно-транспортного происшествия погиб человек. Из показаний водителя, нарушившего правила дорожного движения, следует, что он был ослеплен фарами мчавшегося навстречу автомобиля и не заметил переходившего дорогу человека. Следователь посчитал, что отсутствует состав преступления, и не стал возбуждать уголовное дело. Потерпевшая сторона не согласилась и обратилась ко мне за защитой. Я ознакомился с делом. «Состав» увидел невооруженным глазом: если водитель ослеплен, то должен был немедленно остановиться. Но этого не учли следователи. Как адвокат, я добился возбуждения уголовного дела. В последующем виновного привлекли к уголовной ответственности.

Случаи плохого следствия нередки. Порой у следователей не хватает опыта, у многих нет высшего юридического образования. Возможно, они не желают «портить» показатели раскрываемости. Только вот после таких расследований люди остаются недовольны, перестают доверять работникам полиции. 

Так, в октябре 2011 года на пешеходном переходе в Новочебоксарске, где очень хорошее освещение, водитель легковушки насмерть задавил мужчину. В возбуждении уголовного дела в отношении водителя было отказано, якобы не было ни одного очевидца. Несколько месяцев спустя ко мне за помощью обратилась супруга погибшего.

Расследование затянулось, уголовное дело то возобновляли, то прекращали. Через три года (в декабре 2014 года) виновного водителя все же осудили, правда, условно. Но в гражданском судопроизводстве удалось взыскать с него компенсацию в общей сложности полтора миллиона рублей – по 500 тысяч в пользу супруги, сына и дочери погибшего. 

Аналогичные случаи происходят сплошь и рядом. Следующее ДТП случилось в Мариинско-Посадском районе на Шоршелском повороте. Легковой автомобиль двигался со стороны Марпосада и поворачивал на Новочебоксарск. Водитель не справился с управлением, выехал на встречную полосу и на левой обочине насмерть сбил женщину. Следствие оправдало водителя, сделав заключение, что пешеход сам был виноват в случившемся. Дочка погибшей три года не знала, что делать с такой несправедливостью. Ведь вина водителя очевидна. К тому же он сильно запугал женщину, пригрозив, что, если та будет открывать рот, может оказаться закопана рядом с матерью. И вот в 2006 году девушка обратилась ко мне. Я выехал на место происшествия, изучил траекторию движения, искал очевидцев и добился, чтобы возбудили уголовное дело и виновного наказали. В итоге водителя осудили условно на 3 года. Он заплатил в пользу дочки погибшей более 300 тысяч рублей. 

Другой случай. Сразу с больничной койки женщина оказалась в камере предварительного задержания: ее подозревали и обвиняли в детоубийстве. После этого отец обратился ко мне за юридической помощью. Как выяснилось, в мусорном контейнере нашли мертвого младенца. Группа крови и резус фактор совпали с данными женщины. Она как раз в это время обратилась в больницу с сильным кровотечением. Сколько бы подозреваемая ни объясняла, что она не рожала, слушать ее никто не стал. Даже адвоката не хотели к ней допускать. То есть необоснованно ограничивали право подозреваемой на защиту, гарантированное Конституцией РФ. Пришлось потрудиться, чтобы были соблюдены нормы права. А завершилось дело тем, что сделали генетическую экспертизу, которая показала, что женщина не мама младенца. В отношении моей подзащитной судебное дело прекратили в связи с отсутствием состава преступления. Ее освободили из-под стражи. 

Вот еще один пример из этой оперы. В одной из деревень Шумерлинского района произошла драка, в ходе которой мужчине были нанесены травмы головы. Он скончался в больнице. Одного из участников потасовки обвинили в совершении преступ­ления, предусмотренного статьей 111 частью 4 УК РФ и заключили его под стражу.  По просьбе родных этого парня я взялся защищать его интересы. В ходе изучения дела мне удалось установить, что он не мог нанести смертельные удары погибшему. Но переубедить следователей мне не удалось. Они стояли на своем и настаивали на вине моего подзащитного.

Уголовное дело передали в суд. Судьи пошли на поводу мнений следственных органов и гособвинителя. Парня приговорили к 8 с половиной годам лишения свободы. Я обжаловал это решение. Верховным судом Чувашской Республики приговор был отменен как незаконный. Дело направили на повторное рассмотрение. Но, по непонятным причинам, суд опять вынес  обвинительный приговор моему подзащитному. Но уже на 10 лет лишения свободы. Я еще раз обжаловал решение суда, и дело вновь вернули на пересмотрение в тот же районный суд, но  уже в новом составе судей. В отношении моего подзащитного наконец-то был вынесен оправдательный приговор в связи с отсутствие состава преступления, который был оставлен в силе и Верховным судом ЧР. На это у меня ушло 2 года и 7 месяцев.  Парень все это время провел в СИЗО.  А за что? Таких примеров, в которых удалось отстоять интересы моих подзащитных, могу привести сотни.  

Часто ли незаконно привлеченные к уголовной ответственности требуют возмещения морального вреда?

– В моей адвокатской практике только один человек соизволил воспользоваться правом на реабилитацию. Как правило, многие, кого мне удалось оправдать, уже не желают вновь втягиваться в судебные тяжбы, ведь это стоит немало нервов.

В моей практике часто бывают случаи о возмещении компенсации за причиненный моральный и материальный ущерб. Например, в Красноармейском районе в феврале 2014 года на автодороге столкнулись две легковушки, одной из которых управлял майор полиции – ехал домой с работы. При столк­новении он погиб на месте. А водитель другой (иномарки) и его пассажиры во всем обвинили майора. К тому же странным образом в его крови обнаружили алкоголь, хотя при опросе коллег все единогласно утверждали, что он был трезвым. Как выяснилось, в этот день с ним встречался глава района – от него он и поехал домой. Глава также подтвердил, что майор был трезвым.

Его родные обратились ко мне с просьбой помочь расследовать ДТП и разобраться в ситуации. Удалось вернуть доброе имя майору полиции и наказать виновного водителя иномарки. К тому же в пользу родственников за причинение морального вреда с него суд взыскал 4,5 миллиона рублей. На установление правды у меня ушло три года. 

Какова роль адвоката в ходе судебных разбирательств?

– Защитник – серьезное препятствие для разного рода манипуляций, предпринимаемых иными следователями ради упрощения расследования. Считаю, что именно благодаря усилиям адвоката соблюдается в большинстве случаев норма права, а судебный процесс становится поистине состязательным. Представляя одну из сторон, он помогает установить истину.

Как нам известно, вы  успешно сдали квалификационный экзамен на судью Верховного суда РФ. Почему возникла такая необходимость?

– Имея высокий профессионализм (на момент ухода на пенсию был начальником Следственного отдела МВД), мне часто приходится доказывать в судах и в органах следствия, что мои подзащитные привлечены к уголовному преследованию и ответственности незаконно. Мои ходатайства систематически не удовлетворяются. Исходя из этого вытекает, что адвокат менее профессионален, чем следователи или судьи. Именно такое пренебрежительное отношение вынудило меня доказать, что я владею юридическими познаниями на уровне судьи Верховного суда Российской Федерации. 

Наверняка горе, несправедливость, обрушившиеся на подзащитных, адвокат пропускает через себя. Какой вид отдыха позволяет снять усталость, стресс?

– 25 лет не знаю, что такое отпуск. Просто не могу бросить все и уехать: тогда затянется судебный процесс. А выходные стараюсь проводить с семьей на даче. Это лучший отдых, совмещаемый с физическим трудом.

Семья для вас…

– ...опора. Если в семье нет взаимопонимания, уважения, любви, то и работа не спорится. «Успех мужа – успех жены», – шутит супруга. У нас трое сыновей. Тяготы по их воспитанию в основном легли на ее плечи, ведь я большую часть суток пропадал на службе. Благодарен жене за поддержку. У нас славные дети — все майоры. У старшего своя семья, он военный, юрист, на пенсии по выслуге лет. Средний имеет высшее юридическое образование, начальник уголовного розыска в ОМВД по Звениговскому району Республики Марий Эл. Младший также имеет высшее юридическое образование, является старшим оперативным дежурным дежурной части  МВД по Чувашии. 

Интересно!
Владимир Усанов награжден медалями «За безупречную службу» всех трех степеней, знаком «За отличную службу в МВД РФ», юбилейной медалью Гильдии российских адвокатов, с 2002 года почетный адвокат России, награжден серебряной медалью имени Ф. Н. Плевако и другими наградами адвокатского сообщества.

Дорогие коллеги! 
Поздравляю вас с вашим профессиональным праздником – Днем российской адвокатуры. Желаю стойко и верно стоять на защите невиновных граждан, всегда находить ответы даже на самые каверзные вопросы, никогда не сдаваться и не сомневаться в своем адвокатском таланте. Только успеха, только победы, только добра! Будьте здоровы, настойчивы, умело ведите свои дела и живите по совести! 

Наша справка!
Владимир Усанов родом из села Шемалаково Яльчикского района. После средней школы он поступил в университет, не окончив его, ушел в армию. После возвращения устроился в органы внутренних дел: сначала работал дознавателем в дивизионе дорожного надзора ГАИ республики, признан лучшим работником Госавтоинспекции. Далее служил в вооруженных силах страны, окончил Уссурийское высшее военно-командное автомобильное училище, затем снова перевелся в органы МВД ЧР – командир взвода ГАИ Новочебоксарского ОВД, в Следственном отделе по расследованию автодорожных происшествий (к тому времени окончил Горьковскую высшую школу милиции, получив юридическое образование). Потом был начальником Следственного отдела МВД Чувашии по расследованию особо тяжких ДТП. С 1997 года Владимир Усанов ушел на пенсию за выслугой лет. Занимается адвокатской деятельностью.  Его опыт и упорство помогли сотням людей добиться справедливости.

Контакты
Если вы столкнулись с несправедливостью и хотите доказать свою правду, записывайтесь на прием к Владимиру Усанову по телефонам:  8 (8352) 78-34-92 (раб.), 8 (8352) 77-04-50 (дом.), 8-906-383-12-32 (моб.)
Адрес филиала «Покров»: Новочебоксарск, Винокурова, д. 127, кв. 84

...

  • 0

Популярное

Последние новости