Празднование Сурхури в Чувашии: девушки варили пиво, пекли пироги, а вечером начиналось веселье
- 7 января 09:01
- 16+
- Андрей Андреев
Как гадали по овце
Сурхури – старинный чувашский праздник зимнего цикла, отмечаемый в период зимнего солнцестояния. Сурхури обычно празднуется в течение одной недели. После принятия христианства этот праздник совпал с христианским Рождеством и продолжается до Крещения. Материал создан на основе информации "Таткультресурсцентра", "Праздничные обряды" и "Дзен | Чувашия".
К празднику Сурхури готовились заранее, варили пиво, припасали орехи, семечки (тыквенные и подсолнуховые). В этот день пекли пироги, жарили предварительно размоченный горох. Праздник обычно начинали дети. В старину, когда всю одежду шили из домотканого холста, для чего в каждом хозяйстве выращивали лен и коноплю, во многих селениях бытовало поверье, что если в Сурхури дети на санках скатятся с самой высокой и длинной горки, то лен и конопля в новом наступающем году вырастут особенно высокими. Поэтому взрослые, разбудив рано утром детей, отправляли их кататься.
Люди собирались группами, дети в этот день подворно обходили деревню, поздравляли с праздником. Заходя во двор, они запевали песню о том, что наступил Сурхури, и что если хозяева не дадут им пирога, овца сломает ногу, если дадут – нога срастется. Хозяева встречали гостей радушно, угощали пирогами, обсыпали детей орехами, семечками, жареным горохом. Поступали так, чтобы год был благополучным. Считалось, что если детей в этот праздник плохо принять, то скотина не будет плодиться.
Взрослые тоже ходили в гости, угощали друг друга орехами, горохом, пирогами со словами: "Пусть скотина будет плодовитой, как стручок гороха; упитанной, тучной, как размоченный горох; выносливой, как жареный". В Сурхури примечали, кто первым придет в гости, если это мужчина или мальчик, значит, корова принесет бычка; если женщина или девочка – то телку.
Первого гостя старались усадить на подушку. При этом гость должен был сидеть спокойно, смирно, так как существовало поверье, что если этого не делать, то курица не будет высиживать цыплят. В эти дни следили и за погодой: если в Сурхури идет снег, значит, год будет урожайным, уродится хороший урожай орехов.
Во время празднования Сурхури проводились различные обряды, призванные обеспечить хозяйственные успехи и личное благополучие людей, хороший урожай и приплод скота в новом году. По деревне, по домам ходили ряженые.
Первоначально это сводилось к изгнанию злых духов из деревни. Поэтому ряженые ходили с кнутом и имитировали битье.
Праздник отмечался по чувашской традиции в складчину целыми селениями. Соседи выбирали большой дом и совместно накрывали стол. Во время празднования Сурхури проводились различные гадания: хватали овец за ногу с целью узнать, каков будет суженый, ловили куриц, кидали за спину валенок или лапоть, стучали в окна и спрашивали имя будущего мужа, считали заборы, чтобы узнать, выйдешь ли замуж (четные) или нет (нечетные).
Молодежь собиралась группами, ходила по родным, поздравляла с праздником, пела, плясала. По вечерам устраивали специальные посиделки хĕрсăри. Собирали муку, крупу, солод, хмель, кто что может. Арендовали у какой-нибудь одинокой старушки дом, здесь девушки варили пиво, пекли пироги. А вечером в этом доме собиралась молодежь. Как и полагается на посиделках, сначала девушки занимались рукоделием, затем приходили парни и начиналось веселье: пели, плясали, устраивали различные игры, гадания. Так проходила неделя с 7 января.
Особенно пророческими считались гадания в новогоднюю ночь (по старому стилю с 13 на 14 января). Именно в этот вечер во многих селениях устраивались хĕрсăри. Всех участников посиделок волновало, как же устроится их жизнь в наступающем году.
Ранее "Про Город" сообщал, где и когда в Чувашии пройдут праздничные рождественские богослужения.